20190203155649407_small.jpg

Сегодня самый лучший день…

Тема: Информация

Название: Дом милый дом.

Опубликованно: 2019-02-03 15:36:08

Давным-давно это было. Аж в 1980-ом году. Мне только исполнилось 12 лет. Я рос в семье инженеров, прилежно учился, был пионером-активистом, одним словом, типичным представителем советской интеллигенции, эдакий рядовой строитель социализма в отдельно взятой стране. Всё для меня было, просто, понятно, радужно и прекрасно, пока, пока не наступил этот год. Вообще то, не только в моей судьбе этот год явился переломным, на мой взгляд, очень многое также изменилось и в истории всей моей страны. Это выглядело так, как будто, до этого, все находились в состоянии анабиоза - сладко дремали в ожидании коммунистического рая, живя в иллюзорном мире победившего социализма, тщательно спроектированного для нас партией и правительством, но вдруг, что-то там наверху замкнуло, или звёзды так сошлись, и мы разом все проснулись, ощутив себя в другой реальности.

Родители мне рассказывали шёпотом, о том, что вот так вот и ранее уже «просыпались» лет двадцать назад, но, ни к чему хорошему, это не привело, власти снова уложили всех «спать» дальше, а особо бодрых и страдающих бессонницей определили к принудительному лечению или вовсе выслали из «спящего царства». Все и всё опять погрузилось в спячку.

И вот, настал тот самый день. Правды ради, для некоторых, этот день наступил гораздо раньше, что тут поделать, не всем был дан крепкий и спокойный социалистический сон, от того эти «лунатики» бродили в одиночестве по спящей стране, пытаясь хоть как-то разбудить остальных, своими громкими песнями, дерзкими стихами и правдивыми рассказами. Их, дабы не мешались, и не портили иллюзию, предавали социалистической анафеме, обвиняя в тунеядстве и измене родине и прочих смертных грехах, в соответствии с уголовным кодексом и кодексом строителя коммунизма. Да, да именно коммунизм и должен был настать в моей стране в одно тысяча девятьсот восьмидесятом году. И этот день настал. Нет, слава богу, если это конечно уместно в этом контексте, не коммунизм настал, а, просто день, когда, мы проснулись.

Но, хватит, не буду больше говорить за всех, ибо для многих и сейчас это больная тема, пусть же так и будет не «мы», а «я». Короче, наступил день, когда я проснулся... А так даже легче - нет такого груза ответственности за всех, ведь некоторые, по-моему, и до сих пор ещё спят или пытаются вернуться в ту иллюзию. Так что да - я, я – проснулся.

И так 1980 год. Наступила весна, а с её началом, в Тбилиси, был организован рок фестиваль «Весенние ритмы». Обыкновенный такой фестиваль, которых на просторах Советского союза тогда проводилось бесчисленное множество, в основном, на них выступали разнообразные музыкальные коллективы от всяческих институтов, ДК (дворцов культуры) и филармоний со стандартным пакетом патриотических перепевок, песен советских композиторов и народных мотивов. Но, в этом случае, что-то пошло не так, но то, что это что-то и пошло оно не так стало понятно лишь позже, когда о победителе этого фестиваля стали говорить по всей стране. А пока что, после его завершения, все молодёжные радио передачи, радиостанций (во множественном числе) и тем более молодёжных ещё и вовсе не существовало, наперебой стали играть песню «Снег» - группы, занявшей на этом фестивале первое место, со странным таким названием -«Машина времени».

Вот тебе - весна, теплый Тбилиси со своими «Весенними ритмами» и, как снег на голову, песня «Снег». Но эта песня, настолько цепляет за душу, что с первыми её аккордами, во мне всё сжималось, а с припевом, уже просто хотелось кричать, подпевая её исполнителю:

«Город мой, словно корабль, льдами захвачен в плен…».

Ни чего доселе не воспринималось мною так сильно и трепетно, я, словно увидел другой, параллельный, мир, который существовал всегда рядом, но был скрыт от меня пропагандистким туманом, и шагнул в него. Это и было моим пробуждением.

Последним же гвоздём в крышку гроба моей прежней сонной жизни стала песня той же группы - «Поворот». С каждым её словом хотелось скакать и беситься, делать что-то всем на зло и громко орать при этом:

«Вот! Новый поворот!
Что он нам несёт?
Пропасть или взлёт?
И не разберёшь, пока не повернёшь …».

Да, это потом придумали название этому явлению назначив ему английский термин «драйв», но тогда, просто мир моих эмоций вспыхнул, да что там вспыхнул, взорвался новыми красками и перевернулся с ног на голову ну, или наоборот, потому как до этого я понял, что он был таким пресным и блёклым.

Не подумайте ни чего такого, я, как свойственно подростку, и до этого увлекался музыкой, но, исключительно, зарубежной. Страна, отделившаяся от всего мира «железным занавесом» иногда приоткрывала в нём щёлочку дабы показать нам как же там загнивает «враждебный запад». Но, отчего то, всех не только не отталкивало их «зловоние», а наоборот, ещё сильнее влекло к нему, видимо отечественное «благоухание» настолько уже достало и вызывало рвотный рефлекс, что нас вот так вот и манило узнать, а с чего же сходят с ума там - «за бугром». Тем более, периодически, нашу страну, посещали «тамошние» музыканты лояльные, либо так себя выдающие, к нашему социалистическому строю. Так или иначе в наши магнитофоны и проигрыватели, а через них и в наши головы, проникала «ихняя» музыка и она, по сравнению с нашей, была прекрасна, под неё тянуло танцевать, целоваться и на прочие «подвиги», ну вы понимаете, что я имею в виду. Мы, в основном, не понимали о чём были эти песни, но, слыша их ритм, хотелось двигаться, выбрасывать в стороны руки и ноги, кивать головой им в такт, что то, мыча «по-английски» в припеве. О да! Наши, так никогда не смогут. И я был в этом абсолютно уверен.

Разумеется, были уже тогда и Юрий Антонов, и Александр Градский, Муслим Магомаев, Пугачёва Алла и Софья Ротару, и прочие. Да, весьма талантливые певцы и с хорошими голосами. Но, их творчество, по крайней мере, то что нам скармливали с экранов телевизоров и радио, было уровня ВИА (вокально инструментальный ансамбль), заполонившего всю советскую эстраду своими дешёвыми песенками-звуками типа «Ла-ла-ла» и «Е-е-е» либо пропагандой ежедневного советского подвига. Я, ничего не имею против них лично и их творчества, но для 12-и летнего мальчика это было просто не приемлемо, особенно если сравнивать их с популярными тогда «Бони М», «АББА», «Липс», Элтоном Джоном – тех, что были ещё более или менее легальными в СССР, но были и «Пинк Флойд», «Назарет», «Дип Пёрпл» и многие другие, те, что по разным поводам, были под запретом в стране победившего социализма и этим они ещё более подогревали интерес к себе. Одним словом, у советской эстрады, по моему «авторитетному» на тот момент мнению, просто не было шансов увлечь хоть чем ни будь меня. Пока не наступил 1980 год.

Это был крутой поворот с накатанной годами дорожки. Именно в этот момент русский рок, в моём сознании, обрёл своё существование и сразу же своего лидера, это потом уже, я узнал, о существовании и других не менее интересных отечественных групп и исполнителей, но «Машина времени» — это, как первая любовь, да, чёрт возьми, это как лишение девственности, будет точнее сказать.

Разумеется, группа «Машина времени» к этому времени уже существовала и радовала своим творчеством более десяти лет. Но, в то время, я жил в городе с таким тревожным названием - Грозный, хоть он и был столицей Чечено-Ингушской Автономной советской социалистической республики, но, провинция была ещё та. Видимо поэтому, довольно долго до нас доходили новости из культурной жизни столицы. Вот и в 1980 году наконец то дошло и до нас.

И, совсем скоро, по нашему провинциальному времени, в 1982 году, эта группа уже и физически добралась до нас, приехав в наш город с концертами.

Выступали на стадионе, ну как на стадионе, есть у нас такой спортивный комплекс общества «Динамо», такой небольшой, уютненький, с футбольным полем и беговыми дорожками вокруг него, и одной трибуной для зрителей. Так вот, рядом с этим полем находится поле для игры в ручной мяч – ещё более «уютное» хоть и раз в пять меньшее чем поле футбольное, зато трибун побольше вокруг него, вот, на этом вот компактном мини «Уэмбли» и выступила группа «Машина времени».

К этому времени, популярность группы уже зашкаливала, записи распространялись со скоростью цепной реакции, а их песни звучали на всех школьных дискотеках и танцплощадках, доморощенные рок коллективы включали в свой репертуар перепевки хитов «Машины времени», безбожно коверкая и добавляя свои «изюминки» в эти песни. И вот, наши боги, снизошли и до нашего города.

Я сидел на одном из первых рядов трибуны, почти вплотную прилегающей к импровизированной сцене. Само поле стадиона, где обычно, сейчас, располагают уютный партер было пустым, всё-таки спортивное сооружение как ни как, а накрывать траву защищая её от вытаптывания тогда ещё не научились. Концерты такого масштаба, только начинали проводить по стране и, если в крупных городах для этого существовали роскошные концертные залы с огромной вместимостью и прекрасным звуком, то, в городах поменьше, для этого стали применять стадионы, в которых наша родина недостатка не имела.

И грянул рок и в этом случае это была не метафора. Начать своё выступление «Машина времени» решила с тяжёлой, в смысле стиля, композиции «Запущенный сад» и их мощная акустика просто вдавила нас в свои скамейки. В то время ещё не было принято вскакивать со своих мест и помогать своим кумирам исполнять свои хиты подпевая – истошно крича и в основном не в такт слова их песен. Но, редкая, я бы сказал, что совсем не свойственная этой группе композиция в стиле хард-рок и песня, исполненная надрывным голосом Александра Кутикова, просто не могла не оставить равнодушными большинство зрителей и они начали вставать со своих мест и хлопать в ладоши, за ними вставали и другие, поскольку первые, своим ростом, уже закрывали вид на сцену и тоже, уже стоя, аплодировали группе. Вовремя подоспевшие дружинники быстро погасили поднявшуюся волну, и публика продолжила аплодировать, уже сидя на лавках, кивая в такт мелодии и подпевая себе под нос сакраментальный припев:

«Скажи мне, чему ты рад?
Постой, оглянись назад
Постой, оглянись назад, и ты увидишь
Как вянет листопад
И вороны кружат
Там, где раньше был цветущий сад.»

Репертуар был настолько насыщенным и разнообразным песни лились без остановки от философских размышлений в «Костре» или «Свече», до дурашливо-юмористическом «Корабле» и «В Ботаническом саду» или просто лёгкой, как нам казалось, «Синей птицы», и как знать, ведь ещё за месяц до этого концерта, весь этот праздник мог и не состояться вовсе, благодаря статье «группы обеспокоенных судьбами молодёжи товарищей» в центральной газете «Комсомольская Правда» с искромётным названием «Рагу из синей птицы».

«Многие из нас посвятили жизнь музыке, литературе, эстрадной режиссуре, и мы авторитетно заявляем, что пением выступление «МВ» назвать нельзя. Когда поет один солист, все понятно: ну не умеет человек петь в общепринятом смысле, так пусть душа его поет, микрофоны выручат… Но когда выясняется, что и вдвоем ребята не могут петь на два голоса, неверно интонируют, пользуются так называемым «белым голосом», срываются то на фальцет, то на хрип – становится страшновато, что со временем такую аномалию смогут посчитать нормой выступления.»

«Пересаженное на нашу почву чужеземное дерево не плодоносит. Недаром специалисты с огорчением замечают здесь отголоски, а то и прямые заимствования из практики отгремевших зарубежных рок-групп.»

Я читал и перечитывал эту статью несколько раз и не мог понять о чём это? Что собственно такого плохого в этой группе? Что их тексты не совсем лежаться на утверждённые партией и правительством рифмы? Что многие речевые обороты на их взгляд довольно примитивны, а многие фразы вообще депрессивные и не свойственны социалистическому оптимизму? Лишь одно я понимал, даже в свои на тот момент 14 лет, что это сигнал.

Да, в официальном печатном органе ЦК ВЛКСМ вскрылся очередной гнойник тлетворного влияния запада на не окрепшие умы советской молодёжи. Власти дали явный сигнал, что, можно начинать травлю этой уж слишком независимой группы, вот теперь то, до них и дошло, что именно пошло не так в уже историческом 1980 году.

Сигнал то был дан, но популярность «Машины времени» к этому времени была такова, что чиновники на местах уже просто побаивались народного гнева, сделай они что не так, да и сама газета «Комсомольская Правда» столкнулась с массовой защитой этой группы её поклонниками, каждый день посылавшими письма гнева в её адрес с единственным лозунгом - «Руки прочь от «Машины времени»!» Именно на таком эмоциональном подъёме и проходил их концерт в нашем городе. Как говорится на востоке: «Собака лает, а караван идёт».

В том возрасте я увлекался фотографией и ходил в соответствующий кружок в местном «Дворце пионеров». Фотографировал всё что попало, от деревьев до лиц друзей и родственников. Бог меня знает от чего, я прихватил и на этот концерт свой фотоаппарат «Смена -3» - древний даже по тем временам, но вполне работоспособный.

Отношение дружинников (внештатных помощников милиции) к человеку с любой маломальской фотокамерой, было вполне предсказуемо - человек с фотоаппаратом пробирающийся к сцене явно по делу, это же очевидно, что он какой то корреспондент какой то газеты, и чинить препятствия ему в его действиях не рекомендуется, дабы не «прославиться» в следующем фельетоне.

Благодаря своей напористости и не скрываемой юношеской наглости, я оказался в метре от сцены. Я стоял один, на пустом поле, окутанный мощными звуками песни «Свеча», стоял так близко, что, протяни руку, смог бы ущипнуть моего кумира - Андрея Макаревича, а он, как будто только для меня, пел со сцены:

«Но верю я ещё не всё пропало,
Пока не меркнет свет,
Пока, горит свеча!..»

Стоял, с головой окунувшись во вселенную «Машины времени», стоял потерявши контроль над пространством и временем, ощущая ударом в грудь каждое слово этой песни и каждый её новый аккорд…

Сегодня утром, уютно усевшись в своём автомобиле и, чтобы на работу не ехать в абсолютной тишине, включил на своём телефоне аппликацию «Apple Music».

Доверившись разделу «Для вас», запустил к исполнению рекомендованный плейлист. Зазвучала приятная мелодия и уже, по первым словам, песни я узнаю голос Александра Кутикова:

«Пой песню, пой, дульсимер –
Пусть нам смотрят вслед
Осенние цветы.
Мой брат, мой капитан
На коне.
Пой песню, пой, дульсимер,
Она не нова, слова её просты.
Пусть голос твой звенит

В вышине.»

И меня, ну просто накрыло, волной воспоминаний, которой я с вами сейчас и делюсь. Вот как-то так, хоть время наше и летит, но «Машина времени» остается по прежнему вне всякого времени.